Земфирополь

…И в этом странном неживом и баснословном мире,

Где и Земфира не звучит в эфире…*

В действительности, Земфиру крайне редко можно слушать в эфире популярных радиостанций. Не формат, так сказать. Возможно, лет через 70 эту особую певицу будут относить к продолжателям дела бардов 20 века. (Эту мысль однажды я защищала в университете вместе со своей одногруппницей) Заметят в ней жанровую, изобразительную камерность, авторство текстов и музыки, но главное — многочисленное хоровое воспроизведение её стихов под гитару.

Тем временем, Земфира просто пишет и исполняет. Все её песни — маленькие истории, в повествовании, описании, и с обязательными элементами рассуждения, остающегося после прослушивания.

Земфира — человек крайне не медийный. Она не умеет красиво говорить, цитируя поэтическую классику, не рассуждает о глобальных вопросах мировой музыкальности. Так, иногда, с шумом в сети появляется очередное видео с концерта, где она в кураже сделала что-то нелогичное. И то ли это пиар, то ли просто эпатаж, то ли просто газетчики постарались.

Пару её интервью видела, точнее, их, наверное, и есть всего два. В «Школе злословия» и у Познера. И Земфире было неловко у Толстой/Смирновой, и мне было неловко за певицу. Не может человек похвастаться силой своей мысли, это стопроцентный интроверт. Вот если б дать ей возможность прочесть свои стихи — вот, да, стало бы всё ясно, кто такая Земфира Рамазанова. А эти пустые ответы на хрестоматийные вопросы о философском недообучении только отдаляют от зрителей главную Земфировскую особенность — умение простыми абсолютно словами создать образ, ситуацию и мысль. Что может быть понятнее фразы: «Мне ужасно нравится, как ты выглядишь в этой нелепой шапочке» Так говорят на кухне, с близкими людьми, такое у Великих Пушкиных едва ли прочтёшь, но зато как лаконично, как ловко подмечена вся суть человеческого ощущения влюблённости.

А строки: «Случайно падали звёзды, в мои пустые карманы», а в конце она споёт: «Нарочно падали…», — вкусно, тонко и метафорично. И что важно, очень для Земфиры характерно. Вся песня «Прогулка» — особенный монолог про женское надо/не надо, будте/не будет.

Познер, кстати, удивил. Очень тонкие вопросы, максимально осторожные, скромные: явно, ведущий хотел докапаться до сути гостя. Удалось, на мой взгляд.

Невероятная песня-коротулька «Блюз». И с названием-то в точку, и опять-таки слова самые обыкновенные, но музыка делает с ними что-то такое глубокомысленное, антипопсовое:

…Отвези меня, пожалуйста, к мосту
Ближе, ближе, здесь я дышу

Надобно слушать, а не читать.

Каждая строка в тексте «Мы разбиваемся», вот прям каждая, — метафора, целиком ушедшая в подтекст. Правда, стоило чуть послушать курс на философском, чтобы мысль про нашу «разбивающуюся» жизнь спеть.

Есть песни, на мой взгляд, проходные, чуть вульгарные, грубоватые, менее лиричные, но и они интересны фанатам. А есть такие, словно это и не песня, а короткий разговор на ночь, словно одно предложение, сказанное интимно, наедине. Это тексты «Кто?», «Главное», «Сказки»… К слову, нет у Земфиры пустословия, всегда название продумано — это чистое писательское творчество.

Порой уху немного неприятно слышать мат, но и он, что называется, прям к месту, по делу. Это тоже сегодня редко.

Если Земфира хочет что-то сказать о своей жизни, о том, как она видит себя, своё творчество, то всё равно не появляется никакого песенного манифеста, идейной рифмованной программы. Её мысли на этот счёт так или иначе в диалоге с кем-то, кто рядом, в якобы простом оформлении, но каждое слово — прям своеобразный удар в ловко увиденную жизнь вокруг. К примеру, стихотворение:

…Я ухожу оставляя причины для споров
Мою смешную собаку, мой любимый город
Недокуренный план, гигабайт фотографий.
Оставляю мечту, может кто-то захочет
Три тетради сомнений моим неровным почерком
Деньги в банке и многих себе подобных…

Нет, нет таких подобных, как и Земфирополя, тоже нет. Есть ЗемфироМИР, который такой один, который про нас, но сочинённый очень разнопланово, талантливо, без фальши. Если вдруг вы ещё не поняли: Земфира — это и мой мир тоже.

* вольная хулиганская переделка строк из стихотворения Шарля Бодлера, да простит он меня, «В струении одежд мерцающих её…» Кстати, режиссёр фильма «1+1» также Бодлера умыкнул в 2011, хоть и без Земфиры.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *