Педагогическая поэма

Знаете, что отличает сценарий от художественного произведения? В сценарии всё заранее сказано, доступно подано любопытному зрителю, в книге же — наоборот. Тайны истинного искусства спрятаны. Творец никогда не знает, кто откроет его текст, как мир, задуманный им, отзовется в душе вечного его спутника — читателя. Искусство творить сродни искусству преподавать. Учитель продумывает каждый шаг, выверяет еще не сказанное слово, прописывает всё с излишком, но не карта урока побеждает, а то, что рождается в совместном творчестве детей и учителя, исход которого, возможно, далек, его не предугадать. Этот исход — откровение ученика. И его недовольство, и отчуждение, и бунт, но чаще жажда нового, непостижимого, что еще может дать учитель, жажда новой правды, мысли, жажда знания. Чем же тогда учитель не писатель, ибо читатели его всегда найдутся? Так было задумано: учитель создает урок, а ученик — открывает себя в этом уроке.

Сотворчество — идеал искусства преподавания. Сегодня учительскому авторитаризму места остается всё меньше. Мы учимся быть искусными НАправляющими. Ценностью становится не наше знание, а знание, которым овладеет ребенок сам. Правда зачастую «владеть» чем-либо ребенок не хочет, и остается лишь вдогонку времени и интересам учеников забрасывать что-то второпях, готовое и формальное, ибо не всегда знаешь, что будет близко душе учеников. Удивительно, сколько создано правильных трактатов, сколько продумано тем и планов организации уроков, но даже опыт часто не способен помочь учителю разгадать самое главное — неподвластную диплому и квалификации чуткую ученическую душу…

Сколько всего в мире можно отдать просто так, за полцены или втридорога. Отдавать — значит, во-первых, возвращать. Однако едва ли хорошо брать взаймы. Может ли учитель давать нарочно, ожидая взамен пятерки за контрольную или победы на олимпиаде. Чем это не сделка?

Отдавать — значит предоставлять. В этом случае от нас остаются только должности, сухие нормативные составляющие. Мы — лишь посредники, выжатые до одного универсального действия. Мы — номинальные служащие.

Отдавать — значит делать что-то ради важной, единственной цели. И тогда учительские задачи определены в достаточном объеме, остается лишь создать конвейер и выпускать подходящие действительности, смоделированные кем-то живые продукты автоматизированного педагогического процесса.

Отдавать — значит продавать, бесчеловечно ставя на себе ценник. Стоять на паперти было бы, пожалуй, не так горько.

«Отдавать» — это немного грубо, цинично и материально. Отдавать — скупое, бездушное действие. У этого глагола девять значений, но только одно верное, самое последнее. Отдавать — значит жертвовать, освобождать. В конце концов, отпускать своих учеников.

Мое предназначение совсем крохотное — дарить себя, не искусственно, а искренне, чтобы юный и пытливый ум продолжал творить свою собственную, чудесную историю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *