2100

Каждому доводилось встречаться с глуповатыми и смешными цитатами или примерами заданий из современных учебников. Но по моему убеждению, ничто не может оправдать тех кандидатов педагогических наук, которые составляют эти пособия для дошколят и школьников. А как же ловко они называются сегодня, к примеру, «Школа 2100» — явная претензия на повышенное качество, ум, прозорливость и будущность, а на деле — необыкновенный методический мусор, виноват в котором и редактор и составитель, и даже художник.

В сад наш ребёнок ходит охотно, примерно неделю в триместр, всё остальное время нам приходится заниматься дома, так я и познакомилась с чудо-тетрадью «По дороге к азбуке» под авторством Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой и некой Т. Р. Кисловой. (Пособие по речевому развитию. В 5-ти частях. Баласс, 2015)

Итак, детская рабочая тетрадь, я уже отмечала, — этот нонсенс, но тем не менее быть она обязана яркой и красочной, понятной и интересной, читаемой и интерактивной. В нашей — почти всё так, за исключением цвета и содержания. Не было что ли краски или, может, принтер был на последнем вздохе, но рисунки — затухшие и бледные, а главные герои, Лисёнок и Ёжик, немного с придурью, совсем не сказочной.

С точки зрения методики некоторые упражнения составлены с грубой ошибкой:

Ни в коем случае нельзя ставить в один ряд слова с разным словообразованием, ибо пусть ребёнок уяснит хоть одну модель, с суффиксом «ик», к примеру. Здесь же, увы, г-н Бунеев, — каша, которая мою дочь вводит в заблуждение и путает, но не стану же я ей объяснять про формы и категории из среднего звена русского языка.

Те задания, где необходимо составить рассказ по изображению, каждый раз повергает всю семью в шок. Сможет ли взрослый человек описать, что делает каждый персонаж на этом фото? Доводилось ли вам когда-нибудь копать картофель в длинном плаще и шляпе с полями? Не замыслили ли эти двое чего неладного? Что за интрига в девочке с коричневым кроликом? Кому машет странная женщина в платке и зачем? И причём здесь осень?

Перед следующей картинкой требовалось ответить на вопрос: «Кто, окромя людей, следит за фруктовым садом?»

Конечно, гусеницы! Те, что нечеловеческих размеров, с ножами и вилками, они, родимые, и следят!

Третья фотография до сих пор не даёт мне душевного покоя:

Вам не страшно? А между тем, все дети красят кукол, подстригают и прочее. Но столько остервенения и такой недетской злобы быть не может, ибо любая девочка считает, что она куколку свою украшает, а здесь — настоящий триллер.

Наконец, фото снова-таки с гусеницей (она явно не симпатична художнику), которую я не могу идентифицировать, ибо это худая длинная беловатая свинья с пятаком, но точно не зелёное вытянутое насекомое:

Вот она, в нижнем ряду, между гусем обыкновенным и весьма странной рыбой. И обратите своё внимание на формулировку задания. Во-первых, зачем требуется назвать громко? Во-вторых, как можно понять неадекватную фразу «картинки с длинным названием»?

На просторах интернета оказалось, что не одна я такая придирчивая. Среди прочего чаще называют данное пособие — идиотизмом, критикуют автора, а о картинках говорят едва ли цензурно. Наверняка существуют и официальные рецензии, положительные и восторженные, но они мне не встретились.

Этот учебник узаконен, включён во все списки и рекомендован, а воспитатели и дети обязаны ломать свою голову и воображение, листая его. Остальные пособия, про математику и окружающий мир, я даже не открываю — достаточно Бунеева, правда, в один всё-таки заглянула, из любопытства. В нём требовалось найти среди множества картинок бытовой предмет, это был кассетный магнитофон, который я видела последний раз лет десять назад и который современные дети не признали бы ни за какие коврижки. Тем не менее, учебник с новейшей программой по всем стандартам содержит реалии окружающего мира прошлого века, что мало логично и больше неправильно, ибо это не учебник истории.

Современной педагогике, по всей видимости, удобнее штамповать форматную ерунду и ставить галочки в образовательной программе, ведь как-то раньше справлялись и без этого бумажного лженаучного бизнеса, зато сегодня каждый родитель вкладывается в него ежегодно, а дошколёнок почиркает пару раз карандашом и забудет, ибо есть вещи гораздо занимательные и в окружении, и в счёте, и в буквах: кленовые листья и облака, слова на вывесках, количество голубей и собак кругом. А тем временем, к счастью, выбор пока ещё за сознательными родителями и педагогами.

1 Ответ

  1. Уведомление: Слон | Жизнь онлайн

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *